Мой комсомол: взгляд сквозь годы
Всё-таки ещё не всё потеряно (в смысле исторического опыта), если мы отмечаем юбилей организации, которой нет, но через которую прошли десятки миллионов молодых людей нашей страны. Можно по разному относиться к Коммунистическому союзу молодёжи, но нельзя игнорировать ту роль, которую играла эта молодёжная организация на протяжении почти 80 лет. Конечно, всё предаётся забвению, но нельзя выбрасывать на свалку истории то, что сыграло позитивную роль в воспитании молодёжи. Я не хочу быть апологетом комсомольской истории уже хотя бы потому, что знаю эту комсомольскую «кухню» изнутри и во всех деталях. Я мог бы высказать много критики в адрес комсомола, и она была ба справедлива. Но я как историк, немного знающий и историю комсомола, хотел бы ответить на вопросы: что дал комсомол нашему государству на протяжении длительного времени; сравнить комсомол XX в. с нынешними молодёжными организациями; в конечном счете, ответить на вопрос – а нужно ли сегодня организованное молодёжное движение, и, если да, то в какой форме и в какой политической «одежде».
Хочется напомнить, что союз молодёжи, созданный в октябре 1918 г. через год после прихода большевиков к власти, был с самого начала политической организацией. Он оставался таким на протяжении всей своей истории. Руководством партии большевиков и В.И. Лениным молодёжный союз рассматривался как ударная динамичная сила, которая в силу особенностей возраста, могла легко впитать марксистско-ленинские идеи. Трудно было найти идейную опору среди людей с устоявшимися взглядами и своеобразным жизненным опытом. А молодёжь – это своеобразная «табуля раза» (чистая доска) - легко воспринимала понятные и простые идеи большевизма о всеобщем равенстве, о научной обоснованности совершаемых изменений, о возможности в новой обстановке сделать карьеру, которая ранее и не снилась. Можно сказать, что демократическая (в социальном смысле) молодёжь конца 10-х – 20-х годов буквально молилась на революцию, жаждала перемен и надеялась на скорую счастливую жизнь.
Комсомол должен был играть и играл важную роль в деле подготовки кадров будущих коммунистов. Была создана достаточно стройная система воспитания – в начале пионерская организация (это для детей), затем комсомольская (это для молодёжи с 14 или 15 лет), а уж потом, для лучших, – партийная организация. И комсомольцы, и, тем более, коммунисты имели определённые социальные преимущества. В 20-е годы члены РКСМ пользовались преимущественным правом при поступлении в вузы, при получении лучшей работы, при продвижении по службе и т. п. Но постепенно идейная составляющая при вступлении в комсомол отходила на второй план и всё большую роль стала играть традиция и даже карьеризм.
В общем, большевики завоевали молодёжь, сделали её ударной силой в разрушении старого мира и в построении новых отношений во всех сферах. Ведь только молодых и, скажем прямо, иногда просто оболваненных, можно было натравить на церковь и священников и заставить разрушать храмы, уничтожать иконы и отрекаться даже от своих верующих родителей. Только молодёжь, часто не способная в силу возраста и отсутствия образования, могла бездумно повторять разного рода лозунги и призывы и внутриполитического, и внешнеполитического свойства: «вступайте в колхозы», «старую буржуазную культуру – на слом!», «смерть предателям революции (далее конкретные имена)», «даёшь Магнитку!», «даёшь целину и т. д.». Не все лозунги были абсурдны, но все несли определённую идеологическую нагрузку. Привлекая молодёжь на свою сторону, В.И. Ленин и его сподвижники называли молодёжь авангардом революции. В былые времена часто повторялось высказывание Ленина 1918 г. – «Мы - партия будущего, и за нами первою пойдёт молодёжь, мы партия борьбы со старым гнильём, а на самоотверженную… всегда первую пойдёт молодёжь. … Мы всегда будем партией молодёжи передового класса».
Понимая роль и возможности молодёжи, на неё в борьбе со И. Сталиным и его сторонниками старался опереться Л.Д. Троцкий. В 1925-1927 гг. он разными способами старается привлечь молодёжь на свою сторону, он превозносит молодёжь, говорит о её исключительной роли в революции. Тогда этот манёвр Л. Троцкого не удался, хотя и были созданы немногочисленные антисталинские организации. (Вспомним судьбу Варлаама Шаламова). Опыт использования молодёжи в политических играх мы наблюдаем практически во всех странах, в том числе и сегодня.
В комсомольские времена трудно было найти проблему государственной важности, которую бы не решал комсомол, часто даже инициируя какие-либо эпохальные движения. Например, движение ударников в середине 20-х годов начал именно комсомол, и оно стало одним из важнейших условий в индустриальном скачке (пятилетки) конца 20-х – 30-х годов. Молодёжь позвали строить город на Дальнем Востоке и дали ему имя – Комсомольск на Амуре, молодёжь позвали осваивать целинные земли, и туда поехали десятки тысяч энтузиастов, молодёжь звали и на тракторе пахать (лозунг «девушки на трактор»), и ЛЭП строить, и знаниями овладевать (вспомним призыв Ленина учиться коммунизму). То есть, энтузиазм молодёжи, её стремление к новому, партия большевиков достаточно эффективно (но не всегда грамотно) использовала в целях реализации каких-то значимых для страны проектов. Но это было и важным элементом воспитания. Конечно, лучше землю пахать на целине или работать на стройке, чем быть в наркотическом угаре или изображать из себя учащегося.
К сожалению, сегодня энтузиазм молодёжи используется больше в политических целях – зовут на митинги, на борьбу с приезжими (националисты), на «тусовки». Страшно становится от реального определения – «поколение Пепси». Для меня это поколение оболваненных, ничего не знающих и ничего не понимающих людей, этаких «Иванов, не помнящих родства». И мне больше по душе те, кто на голом энтузиазме служил Родине, в любой сфере, чем те, кто служит золотому тельцу и в банде, и в банке.
Зачем я вспоминаю некоторые сюжеты истории комсомола? В меньшей степени для того, чтобы просто напомнить какие-то вехи истории, в большей, - чтобы понять современные процессы, происходящие в молодёжном движении. После небольшого анализа я пришёл к выводу, что сегодня в определённом смысле идёт повторение прошлого на иной идейной основе и с иными методами. И сегодня правящая партия идёт по пути создания своего «комсомола», она создала свою молодёжную организацию и активно готовит смену, часто повторяя принципы деятельности комсомола прошлых времён. Конечно ни в 20-е, ни в 70-е годы на Селигере никто молодёжь не собирал, но собирали его активистов в самых больших залах на съезды, проходящие с большой помпой; никто министров на комсомольские сходки не посылал, а сейчас чуть ли не всё правительство отбывает подённую повинность на Селигерских сходках. Приёмы вроде разные, но смысл один – подготовка подрастающей смены. И это в принципе совсем не плохо. Но масштабы этой подготовки, конечно, далеки от размаха комсомольской деятельности.
Судя по всему, и в начале нашего XXI века нынешние лидеры страны также начали делать ставку на молодёжь. Каждая уважающая себя партия создаёт свою молодёжную организацию, чаще под безыдейными, абстрактными названиями – «наши», «местные», «свои» и т. п. А почему бы не назвать понятно и ярко, как комсомол – коммунистический союз молодёжи, где видна идейная составляющая. То есть в этом случае название идёт от идеологии вне зависимости от её качества. Но это сделать сегодня нельзя, – ну не называть же сегодня молодёжный союз – «капиталистический союз …». Смешно! Нет глобальной идеи, поэтому происходит замещение идеологической концепции обещанием карьерного роста. Эта опасная тенденция, за идею во все века люди даже жизнь отдавали, а абсолютный карьеризм не может быть объединяющим началом.
На конференции, посвящённой юбилею комсомола надо бы восхвалять комсомол, благо он того заслуживает, но историю нельзя писать только розовыми красками. Комсомол – дитя времени и системы и, если система болеет, то и все её составляющие не здоровы. Ряд недостатков были порождены идеологией, некоторые – временем, некоторые – безалаберностью руководства страны и т. д. Один пример - героизм молодёжи в освоении целины. Действительно, эти 40 млн. гектар целинных земель были освоены главным образом молодыми энтузиастами, которых на трудовые подвиги позвал комсомол. Но, вспахав и собрав богатый урожай, молодёжь осталась без дела, часто в палатках без элементарных бытовых условий. И это в Казахстане, где иногда зимой бывают сорокоградусные морозы. Немудрено поэтому, что энтузиазм сменился унынием, многие первоцелинники 1954-1955 г. бежали с целины, часто просто спасая свою жизнь. Есть энтузиазм, есть опыт мобилизации огромных масс людей, но нет стремления элементарно позаботиться об этих энтузиастах. Это уже болезнь системы.
Комсомолу в разные времена был свойственен и формализм. Он проявлялся и в приёме в комсомол, когда надо было выполнять план по приёму, и в обязательной реакции на любое решение партии, и в многочисленных компаниях, начиная от сбора макулатуры и кончая осуждением «отщепенцев», «космополитов» и вообще врагов народа. Фактически комсомол был молодёжным отделом, придатком партии. И это бы могло быть не плохо, если бы все «руководящие указания» были логичны и вполне объяснимы. Помнится, как в бытность моей работы в Смоленском обкоме комсомола во второй половине 60-х – начале 70-х годов обком должен был реализовывать решение обкома партии под лозунгом «девушки на трактор!». Это был рецидив движения середины 30-х годов, формально инициированный комсомолкой Пашей Ангелиной. Сегодняшнему молодому (и не только) человеку трудно понять, зачем это нужно. Ведь совершенно очевидно, что не женское это дело двигать рычагами трактора. Но у инициаторов движения была своя логика. В колхозах и совхозах не хватает механизаторов, молодёжь бежит из деревни, и надо задержать женскую половину, чтобы решить и демографические, и экономические проблемы. Конечно, есть нормальные приёмы стимулирования труда (не о них сейчас речь), но есть и «красивый» опыт середины 30-х годов. И комсомолу поручается организовать соответствующее движение молодёжи. Конечно, девушек, желающих работать на тракторе, не было, а выполнять решение партии надо. Вот и начались в районах области уговоры конкретных лиц с обещаниями различных преференций (в основном помощь в поступлении в вуз). Несколько человек удалось уговорить, правда, менее через год все «тактористки» покинули своих «железных коней». Примерно такая же участь ждала и инициативу – «всем классом – в колхоз». Пошумели и забыли.
Конечно, этот формализм вредил авторитету комсомола, лозунги воспринимались абстрактно, как некие ритуальные заклинания. Поэтому сегодня, оглядываясь назад, я затрудняюсь однозначно определить роль и место комсомола в нашей истории. Можно назвать массу несуразностей в его деятельности, увидеть карьеризм многих активистов, некомпетентность во многих вопросах. Тогда рассуждать о том, надо ли выполнять какое-либо указание партии, никому и в голову не приходило. «Партия сказал надо – комсомол ответил - «есть» - вот лозунг и принцип деятельности комсомола многие десятилетия. Но, говоря о деятельности комсомола, нельзя не вспомнить и «походы по местам боевой славы» - прекрасное воспитательное дело (а не мероприятие); и то же ударничество; и организацию спортивной работы, когда почти вся молодёжь вовлекалась в физкультуру и спорт; и шефство над ветеранами; и студенческие строительные отряды, и многое другое, что составляло портрет эпохи. И мне сегодня представляется, что «девушки на трактор», всё-таки лучше, чем «девушки в бордель». Комсомольских активистов в 90-е годы заместили уголовные активисты совсем с другими лозунгами и целями идущие к молодёжи. Поэтому мой вывод, в котором я абсолютно убеждён – молодёжь должна быть организована и не обязательно под знаменем и руководством одной или нескольких партий. В таком случае она будет иногда решать чужие политические, или просто карьеристские, задачи. Нужны организации молодежи, не враждующие между собой не понятно по какому поводу, а делающие дела нужные им и стране. Это может быть и отдых, но не в пивном баре и не на дискотеке с наркотиками, и, конечно физкультура и спорт, но не для зарабатывания денег в чужой стране, и политическая деятельность, но на благо Отечества, а не для карьеры очередного политического прохиндея. Сравнивая современное бытиё молодёжи 21 века и молодежи хотя бы 60-80-х годов мне почему-то грустно. Тогда было бедновато, но доступ к образованию был открыт, молодые люди практически не имели машин, но читали и не шли в бандиты. Их не пичкали «попсой» столь же примитивной, как и её создатели. Прогресс, конечно, налицо, но и регресс то же – в нравах и мировоззренческом хаосе. Всё-таки всякая идейная теория лучше, чем абсолютная пустота.
Научно-практическая конференция "Напутствие молодежи XXI века: созидательная деятельность ВЛКСМ и его место в государственной молодежной политике". г.Смоленск, октябрь 2008г